Интересные факты

Эдгар Алан По

Сегодня я хочу рассказать об Эдгаре Алане По. Меня немного удивила его биография. Хочется написать обо всем, но, пожалуй, лучше выдавать информацию "порционно".
Эдгар Аллан По родился 19 января 1809 года в Бостоне, США. Его родители, актёры бродячей труппы, умерли, когда Эдгару было всего два года. Мать Эдгара, Элизабет Арнольд По, была англичанкой. Отец Эдгара, Дэвид По — американцем ирландского происхождения. Мальчика принял и усыновил зажиточный купец из Виргинии Джон Аллан.Детство Эдгара прошло в обстановке достаточно богатой. Алланы не жалели средств на его воспитание: его одевали «как принца», у него была своя лошадь, свои собаки.
Эдгар развился рано: в пять лет он читал, рисовал, писал, декламировал, ездил верхом. С ранних лет Эдгар писал стихи, увлекался фантастическими планами, любил производить психологические опыты над собой и другими. Сознавая своё превосходство, он давал другим это чувствовать.
Жизнь в богатстве кончилась для Эдгара, когда ему не было и полных 17 лет. В университете он пробыл всего год. Осенью 1826 года произошел разрыв между Джоном Алланом и его приёмным сыном. Поводом к ссоре послужило то, что Аллан отказался заплатить карточные долги Эдгара.

У группы Rage есть композиция «The Pit and the Pendulum», что является отсылкой на рассказ Эдгара По «Колодец и маятник»
У финской симфо-пауэр-метал группы Nightwish есть композиция «The Poet and the Pendulum», что является отсылкой на рассказ Эдгара По «Колодец и маятник»
Одна из песен немецкой хеви-метал группы Grave Digger носит название «Raven» и основана на стихотворении Ворон Эдгара Аллана По
Одна из песен хард-рок группы Iron Maiden, альбом «Killers» носит название знаменитого детективного рассказа «The Murders in the Rue Morgue»
Мультфильм "Ленор - маленькая мертвая девочка" создан под влиянием стихотворения "Линор"

Линор (Ленор)

Изначально существовало стихотворение «Пэан» (англ. Paean), впервые опубликованное в 1831 году. По неоднократно возвращался к этому стихотворению, а затем оно было переработано им в «Линор». Существовало около восьми промежуточных вариантов. В ходе переделки безличные персонажи «Пэан» в «Линор» обрели собственные имена. Считается, что Линор была написана под сильным впечатлением от баллады Бюргера «Ленора», о которой Эдгар По не раз писал в своих эссе. Художественной особенностью «Линор» является структура стихотворения: диалог двух голосов, которые противопоставлены друг другу.
Как и некоторые другие стихотворения По («Ворон», «Аннабель Ли» и др.) «Линор» продолжает тему гибели молодой красивой женщины. Стихотворение названо по имени усопшей героини, Линор, которая была невестой некоего сэра Гая де Вира. Линор умирает от болезни, но именно Гая обвиняют голоса в её смерти. Сам жених считает, что Линор стала жертвой «молвы» и «клеветы». Её жизнь он называет адом, а в смерти видит обретение рая, избавление от страданий и исполнение мечты.
_________________________________________
Примечание от Acsiome: стихотворение было написано в 1843 году. Но стоит рассмотреть еще один интересный факт из жизни писателя:
В 1835 году он женился на своей двоюродной сестре Вирджинии Клемм. К моменту бракосочетания ему исполнилось 27 лет, а Виргинии 13.
В январе 1842 года Вирджиния заболела туберкулёзом, от которого и умерла 30 января 1847 года в семейном коттедже недалеко от Нью-Йорка. Вместе с другими членами семьи, Вирджиния и Аллан проживали под одной крышей, хоть и с перерывами, ещё несколько лет ещё до их свадьбы. Пара часто переезжала в связи со сменой По мест работы, которые включали Балтимор, Филадельфию и Нью-Йорк. Через несколько лет после их свадьбы По был вовлечен в крупный скандал, фигурантами которого также являлись Франсис Осгуд и Элизабет Эллет. Слухи о неверности мужа так сильно повлияли на Вирджинию, что на смертном одре она винила Эллет в своей гибели.
Примечание: возможно, это совпадение, но мне кажется, что между Линор и Вирджинией есть связь. И именно ее образ лежит с стихотворении, ведь оно переписывалось столько раз. Но это мое мнение, а свои догадки я привыкла подтверждать, так что мне предстоит долгое копание в биографии По, как только я найду что-нибудь новое, я сразу же сообщу.

Достоевский

Оценки творчества и личности Достоевского:
Творчество Достоевского оказало большое влияние на русскую и мировую культуру. Литературное наследие писателя по-разному оценивается как на родине, так и за рубежом.
В русской критике наиболее положительную оценку Достоевскому дали религиозные философы.
"А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь."
— В. С. Соловьёв. Три речи в память Достоевского. 1881-1883
Неоднозначно оценивают личность Достоевского некоторые либеральные и демократические деятели, в частности лидер либеральных народников Н. К. Михайловский, Максим Горький.
"Неоспоримо и несомненно: Достоевский — гений, но это злой гений наш. Он изумительно глубоко почувствовал, понял и с наслаждением изобразил две болезни, воспитанные в русском человеке его уродливой историей, тяжкой и обидной жизнью: садическую жестокость во всем разочарованного нигилиста и — противоположность её — мазохизм существа забитого, запуганного, способного наслаждаться своим страданием, не без злорадства, однако, рисуясь им пред всеми и пред самим собою."
— М. Горький. О «карамазовщине». 1913
В то же время на Западе, где романы Достоевского пользуются популярностью с начала ХХ века, его творчество оказало значительное влияние на такие в целом либерально настроенные движения, как экзистенциализм, экспрессионизм и сюрреализм. Предтечей экзистенциализма видят его многие литературные критики. Впрочем, за рубежом Достоевский обычно оценивается, прежде всего, как выдающийся литератор и психолог, в то время как его идеология игнорируется или почти полностью отвергается.

Артур Конан Дойл

В 1876 году Артур закончил иезуитский закрытый колледж Стонихерст и вернулся домой: первым делом ему пришлось переписать на свое имя бумаги отца, который к тому времени почти совершенно лишился рассудка. О драматических обстоятельствах заключения Дойля-старшего в психиатрическую лечебницу писатель впоследствии поведал в рассказе «The Surgeon of Gaster Fell» (1880).Занятиям искусством (к которым предрасполагала его семейная традиция) Дойль предпочёл карьеру медика — во многом под влиянием Брайана Ч. Уоллера, молодого врача, которому мать сдавала комнату в доме. Доктор Уоллер получил образование в Эдинбургском университете: туда и направился Артур Дойл для получения дальнейшего образования. В числе будущих писателей, с которыми он здесь познакомился, были Джеймс Барри и Роберт Льюис Стивенсон.
Будучи студентом-третьекурсником, Дойль решился попробовать свои силы на литературном поприще. Его первый рассказ «Тайна Сэсасской долины» (англ. The Mystery of Sasassa Valley), созданный под влиянием Эдгара Аллана По и Брета Гарта (его любимых на тот момент авторов), был опубликован университетским Chamber’s Journal, где появились первые работы Томаса Харди. В том же году второй рассказ Дойля «Американская история» (англ. The American Tale) появился в журнале London Society.